Статья "Александр Филиппович, здравствуйте!" ("Вечерний Челябинск", 30 июня 2000 г.)
Вчера на итоговом заседании ученого совета Челябинского педуниверситета помимо традиционной в этом случае программы был еще один дополнительный и немаловажный пункт. Коллеги чествовали экс-ректора университета (Александр Филиппович недавно сложил с себя эти полномочия), академика, профессора, доктора наук и просто очень хорошего человека — А.Ф.Аменда. Почетный гражданин Челябинска, А.Ф.Аменд чрезвычайно много сделал для народного образования области, города, для выхода бывшего ЧГПИ на полновесный статус университета международного класса. Вряд ли можно найти в регионах России вуз, который в условиях нестабильной экономики, непонятной концепции образования развивался бы столь динамично. Секрет прост: в университете есть такой двигатель по фамилии Аменд.
Академик Аменд лет двадцать ни разу не был в отпуске (подайте Книгу рекордов Гиннесса!). Зато за шесть лет его ректорства вуз наработал значительно больше научных кадров, чем старейший вуз Южного Урала).
Потому не зря вчера в зале заседаний ученого совета ЧГПУ лилось шампанское. Отмечали еще одну ипостась бывшего ректора - диплом почетного доктора ЧГПУ и, соответственно, черную академическую мантию. Возвращаясь к заголовку, скажу: теперь академик Аменд переключил свою деятельность на подготовку кадров науки высшей квалификации.
Александр Филиппович, здравствуйте! Мы рады видеть вас в новом качестве — в качестве руководителя научной школы.
Александр Чунусов, выпускник ЧГПИ-73
Статья "Современные студенты лучше нас" ("Вечерний Челябинск", 2005 г.)
Здравствуйте, Александр Филиппович! А я у вас училась! — неожиданно для самой себя выпаливаю я, едва войдя в кабинет. До назначенного времени я успела пройтись по любимому педагогическому, посидеть в мягких креслах на четвертом этаже, и деловой настрой быстро сменился радужным. Ректор улыбается. Наш бессменный ректор, который каждое утро встречал студентов в фойе.
- Мы всегда чувствовали очень теплое, душевное отношение к нам педагогов. Как вы этого добивались? Какой-то усиленный отбор?
- Добивались долго, годами. Это не возникло на голом месте. Я пришел в вуз первым проректором. До этого я работал и учителем, и заместителем директора школы, и директором школы, и первым заместителем заведующего облоно. И начал с требования, чтобы студенты относились очень добросовестно и честно к своим обязанностям. Точно такое же требование было предъявлено и к преподавателям. Далее... Я на протяжении учебного года встречался с каждой группой, с каждым потоком и с каждым факультетом. Мы не просто обращали внимание на то, что нужно глобально сделать в вузе, а на то, что нужно сделать каждому преподавателю и студенту. Кроме того, мы организовали пространство в вузе по факультетскому принципу: филологов — на третий этаж, историков — на второй, а для факультета иностранных языков переоборудовали бывшее общежитие по Свердловскому проспекту. Много внимания мы уделили социальным вопросам. Если в других вузах, особенно московских, берут, скажем, 100, 200, 500, даже 1000 рублей за проживание в общежитии, то у нас как было 12 рублей, так и осталось. Еще у нас есть спортивно-оздоровительный лагерь. Раньше там мало отдыхали — дорого, а сейчас от желающих отбоя нет. Причем это почти бесплатно. Мы постепенно стали всем давать стипендии, в том числе и троечникам. Отремонтировали корпуса, оборудовали очень много аудиторий, кабинеты. У нас сейчас около 50 компьютеров, и студенты уже не работают со старым каталогом — есть электронный каталог. Спортивный зал привели в порядок. И это дало результат.
- Вы одинаково относились к преподавателям и студентам, не делая скидок на возраст?
- Знаете, у меня какое-то уважительное отношение к студентам. Но я-то вообще ко всем относился одинаково. Для меня и техничка, и студент, и профессор — Человек. Но все- таки более уважительно я относился к студентам. Студент — это, прежде всего, будущий учитель, ему нужно помогать, чтобы он на ноги встал и делал то же самое, что мы делаем для него, в школе. Я процентов 50 студентов знал по имени, потому что встречался с ними, и они приходили ко мне.
Часто говорят, что молодежь не такая, как раньше. А мне, например, больше нравятся современные студенты: они целеустремленнее, стремятся получить как можно больше знаний. И я бы сказал, они ведут себя на много лучше, чем, скажем, те, кто учился 30 — 40 лет тому назад. Пусть многие не поверят, но это так. И было бы наивно думать, что современная молодежь хуже, чем были мы: тогда не было бы прогресса. Новое поколение должно быть мудрее, лучше предыдущего.
- А вас студенты никогда не разочаровывали?
- Как сказать... Конечно, были минуты разочарования, происходили и ЧП. В те далекие годы очень серьезно спрашивали за успеваемость, за поведение, проступки. Скажем, подрался или девушку ударил — отчисляли. Это были единицы, но все-таки...
- Введение платного образования студентов не портит?
- Думаю, что нет. По сути, платное образование уже есть. За последние 10 лет количество студентов в области увеличилось в два раза, и в основном за счет коммерческого набора. А вот стопроцентного платного образования не будет. Те студенты, которые поступят на бюджетной основе, наверное, будут отрабатывать — обязательно распределение, как это раньше называлось. Педагогические, медицинские вузы, институты культуры должны обеспечить районы кадрами, а значит, здесь бесплатное образование сохранится. Останется оно и для детей из бедных семей, для одаренных.
- Педагогическая деятельность помета вам в воспитании собственных детей?
- Я всегда говорю, что в педагогике чудес не бывает. Нужны знания, опыт, но главное в воспитании — личный пример. Я не занимался круглосуточно со своими детьми, поскольку всегда очень много работал. Но они видели, как мы с супругой трудимся, и сами теперь работают очень много. Личным примером я привил им любовь к книгам. У нас дома большая библиотека, и я проводил и провожу много времени за книгами. И дети, видя это, тоже стали интересоваться книгами.
- Наверное, ваши сын и дочь тоже педагоги?
- Нет, к сожалению. Сын — строитель. Окончил политехнический. Строил здание, где расположен магазин «Школьник», арку. А потом его взяли в аспирантуру. Защитил кандидатскую диссертацию. Сейчас по-прежнему занимается строительными вопросами. Дочь тоже закончила политехнический. Тут уж я настаивал и просил, чтобы она поступала на наш математический факультет. Но она не захотела (несмотря на математические способности!), а заставлять я не стал. Выбрала приборостроительный факультет, сейчас программистом работает, и довольно успешно. А супруга — педагог; работала со мной в школе-интернате № 9, а до этого много лет преподавала в вечерней школе. Потом закончила второй вуз — выучилась на логопеда.
- Математические способности у детей от вас?
- Я вообще-то по природе математик. Но почему-то пошел на факультет иностранных языков. Какая причина — я не знаю, потому что я люблю математику, и это передалось детям…
- Вы приехали в Челябинск из Волгоградской области, чтобы выучиться на педагога?
- Не совсем так. Я родился в Волгоградской области, а затем началась война, и наша семья переехала сначала в Тобольский район, а потом, уже после войны, в Златоуст. В Златоусте я работал на заводе имени Ленина, и, конечно, завод мне дал очень многое. Я работал станочником, мастером, и бирался секретарем комсомольской организации. Параллельно учился в школе рабочей молодежи. А затем, когда эту школу закончил, приехал учиться в Челябинск. В педагогический — потому что директор школы и классный руководитель на этом настаивали. Потому что если не было учителя, скажем, истории — я сам проводил урок. Немецкий язык, географию тоже преподавал... Я поехал, сдал документы и выдержал вступительные экзамены...
- Вы везде успели поработать, а где все-таки интереснее — в школе, в интернате, в вузе?
- Понимаете, я не могу сказать, что где-то интереснее. Я везде находил себя. Мне очень уютно было в школе-интернате № 9, что по Худякова. Я сам этот интернат открыли, по сути, строил. Принял его в 1962 году, когда только стены стояли. Мы стянули сюда все строительные организации, и к 1 сентя бря интернат был готов. Вместе со мной из 80-й школы сюда перешли 17 учителей. Мы набрали из многих школ хороших преподавателей. Нам удалось многое. Вот представьте: мы приняли 700 ребят, из которых сто с лишним второгодников, более ста — те, у кого снижена оценка за поведение, а это было ЧП! Некоторые ребята пришли из колонии. Но были и обычные дети. Нам, педагогам, пришлось в течение года объединить таких разных ребят в дружеский детский коллектив. Конечно, потребовалось немало уси лий. Мы разбили фруктовый сад, создали детский завод, музыкальную школу, изостудию и так называемую детскую спортивную школу. То есть всем детям дали возможность найти себя. За один год по многим видам спорта мы заняли ведущие места в городе. Изостудия тоже заняла первое место... Обычно на субботу-воскресенье мы от пускали детей домой, а 150 — 200 человек оставались здесь. И для них это был самый большой праздник! Мы стряпали пельмени, ходили на лыжах, проводили различные спортивные со ревнования, сборы, выставки... Работать было трудно, у меня в интернате даже койка стояла, я часто ночевал там. Но я с теплотой вспоминаю это время. И ребята из интерната до сих пор при ходят! Как-то раз поздно вечером звонок в дверь — открываю, а там человек 10 стоят: «Александр Филиппович, помните нас? Вы нас учили!» И почти до двух часов ночи мы сидели, разговаривали... И что характерно, именно те, с которыми я в интернате больше всех возился, так называемые трудные дети, как раз особенно благодарны. Я с теплотой вспоминаю и школу № 80, где я работал до интерната. И вуз мне очень дорог. Я здесь многому научился. В том числе у студентов.
- Вы — у нас?
- Я думаю, что не правы те преподаватели, которые не учатся у молодежи. Среди студентов очень много умных, порядочных, трудолюбивых. Я здесь научился больше любить и уважать людей, работать именно в вузе. До этого у меня такого опыта не было.
- Институт, который вы сейчас возглавляете, давно создан?
- Я создал его, когда ушел с поста ректора. Сейчас мы разрабатываем проблемы по различным направлениям, занимаемся переподготовкой педагогических кадров. Только в прошлом году выпустили из нашего института около ста человек — это будущие директора, завучи, заведующие детскими садами. Сейчас у нас учится два потока: на первом курсе 58 человек и на втором более ста. В прошлом году мы занимались переподготовкой педагогов нашего вуза, молодых преподавателей, которых мы оставляем по окончании вуза. А в этом учебном году мы выиграли грант Министерства образования на переподготовку вузовских преподавателей Федерального округа. И мы из всех педагогических вузов нашего округа переподготовили 139 человек. Кроме того, мы готовим специалистов высшей квалификации — кандидатов и докторов наук. Кстати, в этом году мы выпустили и отправили во все районы и города области сборники по беспризорникам, борьбе с наркоманией, физическому воспитанию детей, новым информационным технологиям...
Александр Филиппович показывает мне добрых два десятка сборников. Вот бы нам такие на пятом курсе, перед практикой! Да, нынешним студентам повезло, может, даже чуть больше, чем нам. У них множество пособий, они учатся в красивых и удобных аудиториях у замечательных педагогов... И когда-нибудь они будут вспоминать свой вуз с такой же любовью, с какой вспоминаем его мы.
Анна ДРАГУН. «Вечерний Челябинск», 31 января 2005 г.
Статья "Аменд - это целая эпоха" ("Молодой Учитель", № 23-24 от 28 декабря 2011 г.)
Новости
Невосполнимая утрата
18 февраля 2012 года после продолжительной и тяжелой болезни ушел из жизни дорогой и горячо любимый УЧИТЕЛЬ - Ам