А.Ф. Аменд является автором около 200 научных работ, в том числе монографий, учебников и учебных пособий. Основной темой научных работ является экономическое образование учащейся молодежи.
В 80-х годах XX века задолго до начала процесса модернизации российского образования А.Ф. Аменд детально проработал проблему экономического образования и смог предложить конкретные практические пути её решения.
Вся серия методических рекомендаций может быть условно разделена на несколько блоков.
Первый блок – методические рекомендации, рассматривающие общие вопросы экономического образования и воспитания учащихся (взаимодействие школы, семьи и общественности в экономическом воспитании детей; профориентация в системе экономического воспитания школьников; система работы классного руководителя по экономическому воспитанию; педагогическое руководство экономическим воспитанием школьников; роль наглядной агитации в экономическом воспитании школьников и др.).
Второй блок – методические рекомендации, имеющие предметную направленность и обеспечивающие межпредметные связи (рекомендации по осуществлению экономического образования и воспитания учащихся на уроках географии, химии, биологии, русского языка, математики, физики, истории и др.).
Третий блок – методические рекомендации, раскрывающие особенности реализации экономического образования и воспитания учащихся в различных условиях (экономическое воспитание в процессе трудовой подготовки школьников во внеурочное время; экономическое образование и воспитание учащихся в учебно-производственном комбинате; экономическое образование и воспитание учащихся в условиях школы полного (продленного) дня и др.).
Перечислим некоторые из его работ:
- Экономическое образование и воспитание учащихся IV-X (V-XI) классов (учебное пособие), науч. редактор Н.А. Томин. – Челябинск, ЧГПИ, 1988.
- Экономическое образование и воспитание на уроках и во внеклассной работе по математике (метод. рекомендации). А.Ф. Аменд, В.Н. Худяков. – Челябинск, ЧГПИ, 1988.
- Экономическое образование и воспитание учащихся в учебно-производственном комбинате (метод. рекомендации). А.Ф. Аменд, А.С. Прутченков, С.А. Репин и др.; науч. редактор Н.А. Томин. – Челябинск, ЧГПИ, 1988.
- Педагогическое руководство экономическим воспитанием школьников (метод. рекомендации), науч. редактор В.С. Татьянченко. – Челябинск, ЧГПИ, 1987.
- Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников (метод. рекомендации), науч. редактор Ю.А. Конаржевский. – Челябинск, ЧГПИ, 1988.
- Экономическое образование и воспитание в процессе преподавания истории, основ Советского государства и права и обществоведения (метод. рекомендации). А.Ф. Аменд, Н.П. Рябинина. Науч. редактор – А.Б. Цфасман. – Челябинск, ЧГПИ, 1987.
- Экономическое образование и воспитание учащихся в условиях школы полного (продленного) дня (метод. рекомендации). А.Ф. Аменд, И.В.Спиридонова. – Челябинск, ЧГПИ, 1987.
- Взаимодействие школы, семьи и общественности в экономическом воспитании детей (метод. рекомендации), науч. редактор А.Н. Звягин. – Челябинск, ЧГПИ, 1987.
- Роль наглядной агитации в экономическом воспитании школьников: (метод. рекомендации), науч. редактор Л.Н. Рыньков. – Челябинск, ЧГПИ, 1987.
- Воспитание у школьников бережного отношения к книге (метод. рекомендации), науч. редактор Л.С. Шепелева. – Челябинск, ЧГПИ, 1987.
Следует отметить, что эти работы лишь часть серии методических рекомендаций по экономическому образованию и воспитанию учащихся, выпущенных для директоров школ.
Рассматривая данные методические рекомендации А.Ф. Аменда по экономическому образованию и воспитанию учащихся, подчеркнем, что все они актуальны и в настоящее время. Так, например, А.Ф. Аменд пишет: «Нужно выработать стройную систему экономического образования рабочих и инженерных кадров, с тем, чтобы каждый мог квалифицированно, со знанием дела подходить к экономической оценке технических решений. С этих позиций следует серьезно пересмотреть характер и содержание всех форм обучения, включая систему экономических вузов и факультетов. К этому делу должны быть привлечены ведущие экономисты ‑ ученые и практики. И, наконец, нужна глубоко продуманная система экономической переподготовки специалистов, которая охватывала бы все уровни управления».
Это еще раз свидетельствует о таланте ученого прогнозировать и умении предусмотреть, предвидеть необходимость, важность экономического образования и воспитания учащихся.
Последние полтора года своей жизни (2010 - 2011 гг.) Александр Аменд провел в подготовке уникального шеститомного научно-популярного издания «Наша новая школа — путь к культуре граждан и развитию общества». Шеститомник представляет собой сборник статей ведущих ученых, педагогов, методистов Челябинской области. В него включены не только последние научные, но и практические разработки и рекомендации по воплощению в жизнь образовательной инициативы президента Медведева. Авторский коллектив сборника подал документы на получение премии Правительства РФ за 2011 год.
На сайте в данном разделе Вы можете ознакомиться со списком научных трудов доктора педагогических наук, профессора АМЕНДА Александра Филипповича (Spisok_trudov.doc), а также с особенностями внедрения его работ в практику образовательных учреждений (VNEDRENIE_RABOT.doc).
Александр Филиппович являлся членом редакционных коллегий научных журналов «Современная высшая школа: инновационный аспект», «Вестник Челябинского государственного педагогического университета» и др.
Новости
Невосполнимая утрата
18 февраля 2012 года после продолжительной и тяжелой болезни ушел из жизни дорогой и горячо любимый УЧИТЕЛЬ - Ам