Занимаясь административной работой, А.Ф. Аменд никогда не бросал науку...
Аменд Александр Филиппович родился 16 января 1929 г. в поселке Линево Жирновского района Волгоградской области, в семье поволжских немцев. Его предки переселились в Россию при Петре I. Отец, Филипп Яковлевич (1903–1937 гг.), вырос в зажиточной крестьянской семье. Благополучие давалось нелегким, от зари до зари, трудом в поле. В начале 30-х гг. прошлого века семью Аменд раскулачили и, отобрав у них дом и все имущество, выслали – кого-то в Сибирь, кого-то в Казахстан. Позже, в 1937 г., Филиппа Яковлевича репрессировали, и дальнейшая его судьба неизвестна.
Матери, Амалии Андреевне (1906–1983 гг.), удалось избежать ссылки. Приняв во внимание ее бедняцкое происхождение, ей разрешили остаться в родном поселке. Однако жить в доме, принадлежавшем семье мужа, не позволили. И ей с малолетним сыном на руках пришлось скитаться по родственникам. Когда началась Великая Отечественная война, поволжских немцев с их земель стали переселять вглубь России. Амалия Андреевна с Сашей оказались в с. Шульгино Тобольского района Тюменской области.Вскоре мать забрали в трудовую армию. Она попала в г. Златоуст, на завод им. Ленина. После войны осталась в городе, работала на этом предприятии до выхода на пенсию.
В родном поселке Саша успел окончить только четыре класса школы. В военные годы об учебе пришлось забыть. Рабочих рук в Шульгино не хватало. Трудился на лесоповале и на колхозных полях.
В 1947 г. переехал к матери в г. Златоуст и устроился работать на машиностроительный завод им. Ленина. Освоил профессии стропальщика и токаря, стал рабочим-универсалом. Работал сразу на двух станках, перевыполняя нормы в два-три раза. Трудолюбивый и любознательный он легко осваивал современную технику, возглавлял комсомольскую организацию цеха и возобновившееся после войны стахановское движение, редактировал газету «Молодой инструментальщик».
Обладая высокими организаторскими способностями, он сумел повести молодежь за собой. К его мнению прислушивались, его словам доверяли. В 23 года его назначили мастером, он часто выступал по радио, делясь опытом, и думал, что работе на заводе посвятит всю свою жизнь. Но однажды на комсомольском собрании был поднят вопрос о необходимости продолжить образование. Работники горкома комсомола настояли на том, чтобы Александр пошел учиться. Без отрыва от производства начал учиться в школе рабочей молодежи. Занятия были ежедневными – шесть раз в неделю. Времени на подготовку к урокам катастрофически не хватало. Александр сделал приспособление к станку, ставил туда книгу и, как только появлялась свободная минута, учил уроки. Его избрали старостой, а классный руководитель, Елизавета Никифоровна, именно ему поручала заменять заболевших учителей.
Получив аттестат, собирался поступать в филиал Челябинского политехнического института, но директор школы и учителя, разглядев в парне талант преподавателя, уговорили его поступать в педагогический.
За два дня до вступительных экзаменов приехал в Челябинск и подал документы на факультет иностранных языков пединститута. Конкурс в тот год был 12 человек на место. Успешно сдав экзамены, стал студентом. Хорошую учебу и активное участие в общественной жизни совмещал с работой воспитателя и учителя немецкого языка в школе-интернате № 2. После назначения заместителем директора школы встал вопрос о переходе на заочное отделение Свердловского педагогического института. В Челябинске в те годы было только дневное отделение, отпускать с которого студента не хотели. Потребовалось вмешательство партийных органов.
После окончания вуза Александра Филипповича назначили директором школы № 80. По его инициативе и под его руководством хозяйственным способом был сооружен пристрой, где разместили столовую, спортивный зал и красный уголок.
В начале 60-х гг. ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли решение об открытии в стране системы школ-интернатов нового типа. Одну из 12 таких школ, построенных в Челябинске, предложили возглавить А.Ф. Аменду.
Став директором школы-интерната № 9, Александр Филиппович в кратчайшие сроки создал сильный, отвечавший современным требованиям педагогический коллектив. Аменд приглашал методистов и ученых из педагогических вузов Челябинска, Магнитогорска, Свердловска. Были открыты спецклассы, создана новаторская для того времени кабинетная система обучения.
По инициативе Александра Филипповича был разбит школьный сад, появились мастерские. Сторонник всего передового, директор на практике развил систему самоуправления, воспитывавшую у ребят чувства ответственности, справедливости, лидерские качества. Вскоре за опытом в школу-интернат потянулись педагоги не только из Челябинской области, но и со всего Советского Союза.
В 1965 г. А.Ф. Аменд был утвержден в должности заведующего районо Советского района г. Челябинска. С его приходом в учебных заведениях района больше внимания стало уделяться учебно-воспитательной, культурно-массовой и спортивной работе, развивалось техническое и художественное творчество учащихся. Александр Филиппович содействовал успешной работе научного общества учащихся, созданного преподавателями ЧГПУ и Дворца пионеров им. Н.К. Крупской.
С 1969 по 1978 гг. работал первым заместителем заведующего Челябинским облоно. Его тандем с руководителем – Н.С. Костиным – был одним из лучших в системе народного образования СССР. Опыт работы школ Челябинской области неоднократно одобрялся министерством просвещения, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.
Несмотря на большую загруженность, Александр Филиппович находил время и для занятий научно-исследовательской работой. Итогом ее стала защита кандидатской диссертации по проблемам экономического образования и воспитания учащихся (1975 г.). В 1978 г. Александр Филиппович стал первым проректором по учебной работе Челябинского государственного педагогического института. Его приход дал очередной толчок в развитии вуза. С первых дней пристальное внимание Александр Филиппович уделял организации учебного процесса. Разобщенность факультетов, неудовлетворительное состояние актового зала, аудиторий и спортивных сооружений – все это подвигло его затеять ремонт и размещение факультетов и кафедр по факультетскому принципу. Под его руководством началось обновление материальной базы. Активизировалась научно-исследовательская работа студентов, изучался и внедрялся опыт передовых учителей-новаторов. Развивалась учебно-воспитательная работа со студентами.
Каждый год в вузе внедрялось что-то новое: вводились новые специальности, осваивались современные методики подготовки специалистов, открывались оборудованные по последнему слову техники лингафонные кабинеты и дисплейные классы.
С 1994 по 2000 гг. Александр Филиппович был ректором Челябинского государственного педагогического вуза. В 1995 г. при А.Ф. Аменде институт был реорганизован в университет. Под его руководством вуз добился высоких результатов: число докторов и кандидатов наук среди преподавательского состава выросло с 43,8 до 61,3 %, были усовершенствованы научно-исследовательская и учебно-воспитательная работа. Значительно была улучшена учебно-материальная база. Были открыты факультет информатики, институты психологии, экологии и здоровья человека, региональный институт педагогического образования и дистанционного обучения, профессионально-педагогический институт, институт дополнительных творческих педагогических профессий, типография и другие различные подразделения, например, был создан музейный комплекс ЧГПУ.
Повсеместно были открыты представительства по подготовке педагогических кадров для общеобразовательных школ Челябинской, Тюменской областей и Башкирии. За эти годы в 3 раза вырос контингент студентов. Значительно был улучшен социальный пакет для сотрудников вуза . Заметно возрос авторитет вуза.
На его базе регулярно стали проводиться крупные всероссийские научные форумы и конференции. Университет вошел в число лучших педагогических вузов страны Занимаясь административной работой, А.Ф. Аменд никогда не бросал науку. Руководил аспирантами и докторантами, издавал научные труды. В 1997 г. успешно защитил докторскую диссертацию. Всего же им опубликовано около 200 научных работ.
Завершив в 2000 г. ректорскую деятельность, Александр Филиппович возглавил институт развития образования и повышения квалификации педагогических кадров. Он – действительный член Международной академии высшей школы, Заслуженный работник высшей профессиональной школы РФ, заслуженный учитель РФ, почетный гражданин г. Челябинска, победитель конкурса «Человек года» (1998 г.) в номинации «Образование». Награжден орденами «Знак Почета», Дружбы, «Почета» медалями.
В людях больше всего ценит порядочность. С коллегами и студентами, аспирантами всегда приветлив. Его кредо: «Любить людей, любить свою работу, честно к ней относиться и отдаваться ей полностью».
Александр Филиппович немало сделал для развития образования Челябинской области, но главное достижение – «… создание прекрасной семьи, воспитание замечательных детей». Супруга, Эльвира Богдановна (1934–2008 гг.), была для мужа не только любимой женщиной, хранительницей очага, но и помощником, советчиком во всех делах. Познакомились они в студенческие годы. По окончании вуза Эльвира Богдановна преподавала иностранный язык в школе-интернате № 9. Позже получила второе высшее образование и работала дефектологом в детском саду.
Сын, Виктор (1958г.р.), – окончил ЮУрГУ по специальности инженер-строитель. В его семье – двое детей. Нина работает экономистом в коммерческой фирме. Саша, названный в честь деда – учится в университете на архитектурно-строительном факультете.
Дочь, Ирина (1963 г.р.), окончила приборостроительный факультет Челябинского политехнического института. Работает в вычислительном центре Центрального банка г.Челябинска.
Новости
Невосполнимая утрата
18 февраля 2012 года после продолжительной и тяжелой болезни ушел из жизни дорогой и горячо любимый УЧИТЕЛЬ - Ам